Необходимость языковых версий
В реалиях 2021 года в зависимости от ниши русскоязычный трафик во всей Украине (суммарная частота всех поисковых запросов в единицу времени) составляет 70-80% всего поискового трафика. А это значит, что русскоязычная версия для сайта все так же нужна, потому что именно она будет генерировать подавляющее большинство продаж.
Задача SEO-специалиста – сделать анализ и оценку потенциала трафика в необходимых геолокациях и исходя из этого сделать рекомендации о необходимости реализации тех или иных поисковых версий. И если в конкретной стране есть как минимум 5-10% трафика на любом языке – это уже является аргументом для создания версии сайта на этом языке.
Также одним из аргументов является наличие разных языковых версий у ваших конкурентов. Потому что при прочих равных google будет отдавать предпочтение сайтам, охватывающим большее количество запросов в данной нише, а языковые версии как минимум умножают этот объем в 2 и больше разных
Базовая оптимизация языковых версий
Для базовой оптимизации нужно соблюдать следующие правила:
- формирование урлов при переключении с ответом сервера 200ОК – без редиректов и промежуточных урлов
- наличие в коде ссылки на другую языковую версию страницы на переключателе языков
- перевод текста, мета-тэгов и остального контента на каждый язык
- отсутствие дублей урлов, когда каждая страница может открываться по только по одному url-адресу
- разметка языковых версий с помощью тэга alternate. Подробнее тут – https://developers.google.com/search/docs/advanced/crawling/localized-versions?hl=ru
- внедрение важных технических правок на дополнительных языковых версиях – отсутствие дублей, наличие канониклов, закрытие и открытие конкретных страниц для индексации и т.д.
- добавление урлов других языковых версий в sitemap.xml
Украинская версия по умолчанию
Согласно новому языковому закону объем украиноязычной версии должен быть не меньше версии на других языках и она должна загружаться по умолчанию. Что делать в том случае, если у вас ранее по умолчанию была русскоязычная версия? Как поменять версии местами и при этом не потерять трафик?
Ситуация со сменой структуры урлов в SEO решаются 301-ыми редиректами. Для этого нужно составить таблицу соответствия “Старый урл =301=> Новый урл” и поставить задачу программистам реализовать эти редиректы. Именно так минимизируется проседание позиций и трафика. Надо сказать, что в таком случае проседание все вероятно, но от корректности реализации редиректов зависит объем этого проседания. В лучшем случае оно составит 10-20% с тенденцией к восстановлению, в худшем – вы можете потерять до 90% трафика.
Сложность состоит в том, что если раньше у вас по умолчанию была РУ версия, а ЮА версия имела в урле идентификатор /ua/, то вам надо сделать такую комбинацию редиректов
- site.com =301=> site.com/ru
- site.com/ua =301=> site.com
Понятно, что такая комбинация приведет только к циклическому редиректу и падению всего сайта.
Поэтому комбинация редиректов в данном случае могут выглядеть вот так:
1 этап
site.com =301=> site.com/ru
Впрочем, можно на нем и остановиться, и тогда каждый урл будет иметь идентификатор урла в своей структуре. Тогда остается только настроить, чтобы по умолчанию подгружались урлы типа site.com/ua
2 этап – после полной индекцации гуглом 1-го этапа
site.com/ua =301=> site.com
Это максимально корректное с точки зрения нового языкового закона решение, но оно имеет и свои подводные камни:
- риск проседания трафика
- часы работы программистов и SEO-специалистов
“Альтернативное” решение
Если у вас уже есть украино- и русскоязычные версии сайта, но РУ версия идет по умолчанию, то более простым вариантом реализации, отвечающим требованиям закона, будет:
- оставить структуру урлов в том виде, как она есть (а на подавляющем большинстве сайтов это site.com и site.com/ua)
- на серверном уровне настроить обязательный редирект с site.com на site.com/ua при заходе на сайт с украинского IP адреса
- при повторном заходе человеку по умолчанию отдается версия на том языке, который он выбрал при прошлом заходе
Если украиноязычной версии не было вообще
В случае, если сайт имеет только русскоязычную версию, и перед вами стоит задача добавить украиноязычную, то можно сначала создать ua версию на подпапке site.com/ua/, а после сделать манипуляции с редиректами, описанные выше.
Либо поступаем чуть проще. Для начала создаем урлы украинской версии в той же корневой папке сайта, но генерируем урлы так, чтобы в конце каждого урла было добавление символов -ua. Например, site.com/url-ua. Обратите внимание, что в данном случае нет подпапки /ua/, как обычно происходит для дополнительных, не главных, языковых версий. После с предыдущих русскоязычных урлов настраиваем постраничный 301-ый редирект на новые урлы с /ru/. Это выглядит вот так
site.com =301=> site.com/ru
Единственная сложность в этой схеме возникает с главной страницей, так как мы ей не можем присвоить дополнительные символы в урле. В таком случае мы делаем исключение из правила редиректа, чтобы не было перенаправления с главной страницы на site.com/ru, а просто переводим ее на украинский язык.
Переход на сайт с SEO выдачи
Важно также понимать то, что, если пользователь переходит на ваш сайт с SEO выдачи с русскоязычного запроса, например “купить дом”, то поисковая система конечно же предложить пользователю русскоязычную страницу, и в таком случае никакие редиректы делать не нужно. Эти правила касаются только прямых заходов на сайт с браузерной строки.
Вместо выводов
Перевод сайтов на UA версию по умолчанию – довольно рискованный и затратный процесс для бизнеса. И каждый сейчас сам решает, делать его сейчас или “подождать еще чуть-чуть”. И если без затрат тут не обойтись, то риски вполне можно минимизировать или даже избежать, если реализовывать этот процесс с сопровождением опытного SEO специалиста.